Варварские государства, возникшие на развалинах рабовладельческой Римской империи, характеризовались феодальными социально-экономическими отношениями и культурой, сформировавшейся в сфере христианства. Искусство, с одной стороны, пропагандировало идеи христианства и аскетизма, с другой - показывало внутреннего мира человека. Именно вторая сторона подготовила необыкновенный взлет культуры в эпоху Возрождения.
Под влиянием религии в эпоху средневековья эстетический идеалом становится аскет, отрекшийся от земных радостей. Однако не менее важными были идеалы рыцарства. Впервые в обществе мужественность начинает противопоставляться женственности, которая воспевается на рыцарских турнирах. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений. С этого периода мужская одежда резко противопоставляется женской и уже никогда в дальнейшем не приобретает единство формы.
Необходимость подчеркнуть различие мужской и женской красоты потребовала создания новых форм одежды: облегающих, подчеркивающих фигуру. Такая большая и важная реформа костюма осуществлялась на протяжении почти 400 лет.
V - XI в. Европа. Раннее Средневековье
В эпоху раннего средневековья костюм мало развивался, совершенствовались уже существующие формы. Мужской костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки. На голову надевалась небольшая конусообразная шапка.
Основу женского костюма составляли две туники – нижняя, длинная, с длинными узкими рукавами и верхняя, часто более короткая, с короткими широкими рукавами. Украшением и мужского, и женского костюма служила вышивка по вороту и подолу. На голове женщины носили какой-нибудь убор: обруч, ленту, которые часто подвязывали под подбородком, волосы заплетали в косы или распускали локонами, покрывали тканью.
Фото. В эпоху раннего средневековья костюм мало развивался, совершенствовались уже существующие формы.